Костел святого Яна Непомцукого
Костел св. Яна Непомцукого в городе Ждяр-над-Сазавой не подчиняется никаким архитектурным нормам и, бесспорно, представляет собой самое необычное здание, построенное известным чешским архитектором итальянского происхождения Яном Джованни Сантини. Барочная готика — необычный стиль, сочетающий элементы неоготики и барокко. Каждый памятник, построенный в этом стиле, уникален. Однако даже на этом фоне костел св. Яна Непомцукого в городе Ждяр-над-Сазавой выделяется своей оригинальностью, он не подчиняется никаким нормам и, бесспорно, представляет собой самое необычное здание, построенное известным чешским архитектором итальянского происхождения Яном Джованни Сантини. История поселения на этом месте началась в 1252 году, когда здесь было основан цистерцианский монастырь, а вокруг него появилось село Ждяр. В 1293 году Ждяр впервые упоминается как город. Во время гуситских войн монастырь был практически полностью разрушен, но в 1466 году чешский король Йиржи Подебрадский дал приказ восстановить монастырь и прилегающий к нему город, который также был разорен набегами армий. Строительство центрального здания города — костела св. Яна Непомуцкого — началось в 1719 году по решению Вацлава Веймлувы, аббата монастыря в Ждяре-над-Сазавой. Аббат Веймлува был большим почитателем мученика Яна Непомуцкого. Строительство костела, посвященного этому святому, было поручено знаменитому архитектору Яну Сантини. Ян Джованни Сантини Айхел (1677—1723) происходил из уважаемой семьи пражского каменщика Сантини Айхела. Он от рождения был частично парализованным, что помешало ему продолжить дело отца. Он стал не каменщиком, а архитектором. Талант Сантини создавать концепции зданий, в которых соединялись элементы архитектуры готики и барокко, уважали, прежде всего, аббаты больших монастырей — цистерцианцы, бенедиктинцы и премонстранты, для которых Сантини создал большинство своих значительнейших архитектурных сооружений. Однако коллеги-архитекторы считали Сантини «белой вороной» — каждый заказ он решал своим путем и избегал протоптанных троп барочной традиции. Костел св. Яна Непомуцкого стал вершиной творчества Яна Сантини. Форма звезды была выбрана аббатом: ему во сне явился сам Ян Непомуцкий, указав, как должен выглядеть костел. При разработке внешней и внутренней концепции костела Ян Сантини постоянно применял цифру пять и ее кратные, имеющие иконографическое значение. Основой композиция является пятиконечная звезда (пять входов, пять алтарных выступов, пять стрельчатых капелл с треугольной планировкой и пять капелл овальных, пять звезд и пять ангелов на главном алтаре). Это все символизирует пять звезд в ореоле Яна Непомуцкого, которые, по преданию, появились после его смерти, пять ран Иисуса Христа и пять букв в латинском слове tacui — «я молчал». Цифра десять должна же символизироваться десять Божьих заповедей. Продуманное размещение многочисленных окон трех разных форм формирует освещение костела, что подчеркивает скульптурное украшение в стиле барокко. Окна над входными вестибюлями напоминают меч в ножнах — символ молчания св. Яна. Окна, напоминающие епископскую митру, отдают дань уважения Вацлаву Веймлуву, который отдал распоряжение об основании костела. Окна в форме сферического треугольника символизируют Пресвятую Троицу. В вершине купола изображен язык в центре пламенного круга с сияющими лучами символ св. Яна Непомуцкого. При планировке внутреннего пространства костела Сантини обращал особое внимание на свет как символ Божьего присутствия. Центральное пространство костела освещено боковыми галерейными окнами, а основное освещение происходит за счет стрельчатых арок, размещенных в тех местах, где должны были бы находиться опорные колонны. Вокруг костела кольцо клуатров (крытая обходная галерея) которое разделяется пятью воротами. Клуатры имеют форму десятиконечной звезды, ранее они служили для молитвы, а также были местом, где паломники могли спрятаться во время непогоды. Строительство было закончено в 1722 году, когда костел был освещен пражским епископом. Очень скоро он стал центром паломничества людей со всей Чехии. Однако хорошие времена длились недолго — уже в 1784 году произошел сильнейший пожар и по распоряжению императора Иосифа II и костел, и монастырь были закрыты. Инвентарь был перенесен в соседние приходы, часть его бесследно исчезла. Существование костела оказалось под угрозой несколько раз на месте полуразрушенных строений планировалась постройка других зданий. К счастью, постепенно — в первую очередь на пожертвования — костел был отремонтирован и восстановлен. Костел пережил еще два пожара — в 1842 и 1850 году, — которые уничтожили крышу и часть стен. Ремонтные работы были нерегулярными и непрофессиональными — они очень сильно изменили прежний облик костела. В 1953 году костел перешел в собственность государства. Было принято решение о дополнительных ремонтных работах, которые, к сожалению, принесли больше вреда, чем пользы — заказанное оконное стекло не отвечало типу здания, в результате была повреждена аутентичная кладка. В список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО паломнический костел св. Яна Непомуцкого был внесен в 1994 году. Почти сразу же началась обширная реставрация и ремонт объекта, целью которой было не только сохранение костела, но также возвращение к изначальной концепции Яна Сантини.
|