В
последние века минувшего тысячелетия все начиналось со знакомства.
Неважно, где и как это происходило. Важно, что если двое «глянулись»
друг другу и парню удалось договориться с родителями, в дом к невесте
или сваты. Но бывало и наоборот. С древнейших времен сохранялся обычай,
по которому инициаторами брака могли выступать родители девушки. Если
сватовство принималось, об этом визите на какое-то время «забывали», и
потом все шло обычным порядком.
Сватовство
предварял сбор сведений о невесте – «выясняли породу». Первый день
сватовства назначали, если полученная информация удовлетворяла семью
жениха. Старинный обрядовый чин предусматривал несколько ступеней
сватовства. Иногда их объединяли, и дело «улаживалось» в один день.
Однако
через смотрины должна была пройти каждая невеста, какими бы
благоприятными ни были собранные о ней сведения. Девушку выводили на
середину комнаты и предлагали совершить различные действия: пройтись
перед лавкой, где сидели сваты, приподнять поочередно обе руки, снять с
головы платок и т.д. При таком пристальном осмотре были видны все
физические изъяны. По окончании смотрин ждали решения жениха. Если
невеста устраивала, договаривались о дальнейших действиях. Или
смотрители выходили на крыльцо для совещания. Потом жених возвращался,
и мать девушки подносила ему стакан меда. Если парень выпивал весь
стакан – жди сватов. Если подносил ко рту и тут же ставил на стол – не
бывать свадьбе.
Иногда
невесту смотрели после просватанного дня. Это называлось «свидание».
Объявление о нем делалось при «большом народе» в доме невесты. В таком
случае обязательно было угощение и только в присутствие жениха.
Обряд
сватовства четко делился на сельский и городской. На селе сватали
родственники жениха. Придя в дом невесты, заводили сначала общие
разговоры, потом звучало традиционное «у вас товар, у нас купец». Если
родители не возражали против сватанья, то ответ был один: «Милости
просим, сват девке не позор».
В
большинстве случае сватовством занимались женщины. Но попадались и
мужчины. Однако права у них были разные, особенно в сельской местности
и на городских окраинах. Свахи были двух категорий. Одни – по страсти к
свадьбам и устройству чужих свадеб, вторые – профессиональные.
В
Подмосковье, как впрочем, и во многих областях России, сватовство,
смотрины, сговор, а иногда и свадебное застолье начинались чаепитием.
Завершалось все совместным молением и традиционным хождением вокруг
стола. Довольно часто сговор начинался сразу после смотрин, становясь
одновременно и помолвкой, и обручением. В разных районах России и в
разные века обряды эти имели разные формы, но результат был всегда
одинаковый и желанный.
Сватовство
сегодняшнего дня значительно короче и прозаичнее сватовства на Руси. И в
разных частях России оно включает в себя разные элементы. Однако
встреча родственников с обеих сторон, знакомство и обсуждение различных
моментов организации свадьбы – неизбежны. Так что главную свою функцию
этот – пусть и укороченный – ритуал все же выполняет: в финале молодые
объявляются женихом и невестой.
|